Записки чекериста (Игорь Мартынов о турнире в Лилле)

Лилль (Франция). Итак, закончились 2 – Всемирные Интеллектуальные Спортивные игры.
Этому событию предшествовали длительные поиски и переговоры, так как Лондон отказался от проведения Игр во время Олимпиады по финансовым соображениям. Наконец всего лишь за три месяца до начала Игр было объявлено, что Лилль (Франция) берётся за организацию и проведение соревнований. Однако все расходы участники должны были принять на себя. Первыми отреагировали на это шахматисты, которые практически бойкотировали Игры, и сюда не приехал никто из ведущих гроссмейстеров. Менее избалованные шашисты, а из них самые бедные на события – чекеристы, были счастливы и такому, так как у нас это было единственное международное событие в году.


Несмотря на большие расходы и отсутствие какой-либо материальной поддержки, я решил всё же принять участие в турнире, ведь другого шанса участвовать в таком грандиозном спортивном событии и бороться там за медаль уже больше, по-видимому, не будет. Следующие Игры пройдут через 4 года в Бразилии – а она слишком далеко, загадывать же на больший срок я не решаюсь. Я приступил к серьёзной подготовке к турниру и, как мне кажется, достиг хорошей спортивной формы. И вот, когда до начала соревнования оставалось меньше недели, свершилось непредвиденное: меня на скорой помощи с кислородной маской и коликами в животе увозят в больницу и во вторник оперируют. На следующий день в среду у меня были уже билеты на Лилль. Естественно ехать я не мог и билеты пропали, но ещё не всё было потеряно, у меня оставался последний шанс, в запасе был ещё один день. В четверг я, по-прежнему, выгляжу, как шахидка: весь в проводах, подключён к системе, в меня продолжают вливать антибиотики и физрастворы в огромном количестве, а в пятницу уже начало соревнований. Утром приходит врач и сообщает, что операция прошла успешно, результаты анализов хорошие и, если я очень хочу, меня могут даже выписать из больницы. На прощание я получаю памятный сувенир – камни из желчного пузыря в пробирке. Я забегаю домой и … срочно на поезд, ещё можно успеть на подножке уходящего поезда. Теперь я понимаю, что это было безумием и все мои знакомые только крутили пальцем у виска на мой отчаянный поступок, но слишком было велико моё желание играть. Забегая вперёд, скажу, что, к сожалению, такие героические усилия не были увенчаны успехом. Я не люблю искать причины своих неудач вне шашечной доски, и всегда считал, что основная из них – это то, что соперник играл сильнее, но всё-таки события последней недели основательно протрясли меня и бесспорно сказались на результате. К счастью, на Играх не проводился допинг — контроль, иначе меня сразу же сняли бы с пробега и пожизненно дисквалифицировали…

Мне повезло — в Лилле меня встретил мой теперешний земляк и участник турнира по «бразильским шашкам» Александр Блейхер, с которым я делил номер в гостинице, и мы побрели по пустырям вдоль скоростных дорог к отелю. Комната наша оказалась маленькой, тесной и неуютной. «Это же надо было мне умудриться заказать по интернету такую дерьмовую ночлежку, да ещё и у чёрта на куличках!», — думал я с досадой. И вот, выйдя с Сашей из гостиницы прогуляться перед сном и изучить местные окрестности, мы с изумлением обнаруживаем, что вместе с нами здесь проживает весь цвет российских шашек. Мне ещё никогда не доводилось жить в одном отеле с четырьмя чемпионами мира, не верил я неожиданно свалившемуся на меня счастью. Ничего себе, так это же шикарная гостиница-люкс! Вечерами на лавочке в скверике напротив можно было поговорить за жизнь, но больше про шашки…

Турнир по чекерсу собрал 20 участников из 11 стран. Тут и экзотический Барбадос, и Соединённые Штаты, Италия, Шотландия, Ирландия, Англия и не менее особенная Туркмения. Такое удивительное сочетание стран! К сожалению, по разным причинам отсутствовал ряд ведущих игроков. Это действующий чемпион мира по версии с жеребьёвкой первых ходов Алекс Моисеев из США (в чекерс одновременно два чемпиона мира) и гроссмейстеры Лубалоло Конло (ЮАР), Шейн МакКоскер (Ирландия), Вильям Дохерти (Шотландия). Как и следовало, ожидать основную борьбу за медали вели между собой победители последних двух отборочных турниров за звание чемпиона мира итальянцы Микеле Боргетти и Сержио Скарпетта, а также Рон Кинг из Барбадоса, вот уже 18 лет безраздельно властвующий на чекерсном престоле по классической версии. Перед последним туром сложилась следующая ситуация: 1. М.Боргетти (Италия) — +8; 2. Р.Кинг (Барбадос) — +6; 3. С.Скарпетта (Италия) — +5; 4-5. О.Колин (Украина) и Б.Дурдыев (Туркменистан) — +2. Казалось бы, всё идёт к логическому завершению и остаётся лишь определить в какой последовательности распределятся медали. Мики Боргетти решил не испытывать судьбу, быстро сыграв дважды вничью с Джимом Моррисоном (США), Сержио Скарпетта постепенно переиграл ирландца Гаррета Овена, оставался последний матч Рона Кинга с Башимом Дурдыевым. И тут грянул гром: Башим выигрывает первую партию у Рона. Теперь, вроде как, все места уже определились, однако это было ещё не всё! Во второй партии в сложном, но равном окончании Дурдыев предлагает ничью, но Кинг отказывается и … попадается на несложный, но незаметный удар — размен три на три с возникающей оппозицией две на две. Это была подлинная сенсация турнира: знаменитый Рон Кинг остался без медали!
В связи с этим весьма сомнительным является утверждение Алекса Моисеева, которое он выразил на американском форуме, что открытый чемпионат Америки является сильнейшим в мире. Турнир, где Рон Кинг терпит три двойных поражения не может быть слабее, а, судя по всему, сильнейшим должен считаться чемпионат Италии. В итоге первое место завоёвывает Микеле Боргетти, серебро у Сержио Скарпетты. Секрет итальянского успеха очень прост: они не ошибаются сами и не прощают ошибок своим соперникам. Оба итальянца выиграли у Кинга по 2-0, но тот всё время восставал, как птица Феникс, из пепла, отыгрываясь на других игроках двойными победами (в чекерс учитываются все малые очки). А бронза совершенно неожиданно досталась 22-летнему талантливому туркменскому шашисту Башиму Дурдыеву, который по пути на Олимп выиграл также у двух других челленджеров разных лет американцев Джима Моррисона и Рихарда Беквива. (Челленджер – победитель отборочного турнира и участник матча с действующим чемпионом мира). Алекса Моисеева ожидает тяжёлый повторный матч с Мики, хотя и первый ему дался нелегко (7 – 6). Теперь я уже не рискну поставить на Алекса два пива на исход их матча. Разве что, может быть лишь одно!

У женщин чемпионат закончился тоже весьма неожиданно. С первой же попытки украинской шашистке Наде Чижевской удалось свергнуть с трона многолетнию чемпионку мира Амангуль Бердыеву из Туркмении (серебро). Бронза – у итальянки Эрики Россо. У занявшей последнее 6-е место Ирмы Бежашвили из Израиля есть «небольшое» утешение — бронзовая медаль в женском шахматном турнире!

Весьма необычно развивались у меня события за доской. В первом туре я играл с израильским шашистом Виталием Шафир. В первой партии, добившись выигрышной позиции, я ошибочно перешёл в ничейный эндшпиль. Во второй партии у меня опять было явно лучше, но игра затянулась настолько, что до начала следующего тура оставалось лишь 5 минут. Судьи были вынуждены присуждать партию с помощью компьютера (такое практикуется нынче в чекерсе). Их компьютер показал ничью. Я расстроен и без отдыха, а следующий мой соперник – не кто-нибудь, а итальянец Боргетти, всегда решительно настроенный на победу. В середине первой партии он сделал неожиданный ход, предлагая выиграть шашку. До сих пор не понимаю, почему я, как загипнотизированный кролик, не раздумывая, запрыгиваю в пасть удава, принимая данайский дар. В итоге возник многодамочный плохой эндшпиль, который Мики технично и поучительно реализовал, но мы опять играли до присуждения моего поражения. В последней партии у меня уже просто не было сил, всё плыло перед глазами. Боргетти легко добил лежачего соперника. Итак, все мои честолюбивые планы рухнули в первый же день.

Однако история имела продолжение. Прийдя в гостиницу, я включил свой компьютер, который, к счастью, успел случайно захватить в последнюю минуту, и выяснил, что в позиции, в которой судьи присудили ничью, у меня был выигрыш (!) На следующий день я подаю протест на решение судейской коллегии. Пусть их компьютер докажет ничью против моего! Судьи довольно долго думают и только через день решают присудить мне победу Post Factum. Насколько мне известно, создаётся первый такой прецендент в чекерс.

— Итак, я вошёл в анналы истории!, — говорю я своему соседу Блейхеру.
— Главное — только не попасть в анал!, — заметил он.

Израильская делегация подаёт контрпротест, требуя вернуть очко, мотивируя тем, что их игрок из-за неправильного результата получил более сильного соперника во втором туре. Кстати, по той же логике я получил более «слабого» оппонента, а именно Боргетти. Второй протест был отклонён…

Звоню домой, говорю жене:

— Слушай, у меня тут такое творится!, — но она не слушает.
— А ты таблетки пил?, — слышу в ответ.
— Да какие таблетки, у меня тут такие страсти! — продолжаю я.
— А ты почему не пил таблетки? — Надю не интересовали страсти, её волновало только состояние моего здоровья.

Я играл очень неровно. Хорошие планы разбавлялись грубыми просчётами. Есть партии, которые можно было бы и опубликовать для широкой общественности, а есть и такие, которые и детям показать стыдно. В творческом же плане турнир был чрезвычайно интересным и доставил огромное удовольствие. У меня было такое чувство, что я впервые играл в настоящий чекерс, так как у меня всё время возникали сложные эндшпиля. Любопытная ситуация сложилась с жеребьёвкой соперников в последнем туре. Поскольку лидеры и аутсайдеры между собой переиграли, то игроки из середины могли резко подняться или опуститься. Так, у меня с 50% была альтернатива: либо подняться наверх на Скарпетту с (+) 5 или опуститься вниз на Тране с (-) 7. Такие чудеса возможны при игре по швейцарской системе в 9 туров с 20 участниками. И здесь первый раз на турнире мне повезло — меня опускают на соперника, идущего на последнем месте. К сожалению, я не использавал свой шанс, выиграв первую партию и имея лёгкий выигрыш во второй, я ошибся в окончании и выпустил победу; тем самым упустил 6-е призовое место и занял в итоге лишь 9-е. Было очень досадно…

Недавно Алекс Моисеев написал на американском форуме по чекерсу, что по его мнению соревнования надо проводить в скучных местах, чтобы ничто не отвлекало от игры. У меня на этот счёт принципиально другой взгляд. Наверное поэтому он чемпион мира, а я нет. Мне важно, куда я еду. Я люблю смотреть на новые города, на новых людей и просто по сторонам. Кстати, в Лилле я не видел ни одной толстой девушки, все они стройные, со вкусом одеты, с большим чувством собственного достоинства, несколько надменны и много курят. Интересно, когда я добирался на поезде из Брюсселя в Лилль, ко мне подсела очень симпатичная молодая француженка. Однако за всё время она даже ни разу не посмотрела в мою сторону. «Ладно», — думаю. «Я старый и больной, после операции, а что же другие?». Напротив меня сидел молодой парень лет 25 и читал книгу. К нему тоже подсела девушка его же возраста и тоже достала книгу. Они так и не перекинулись ни одним словом и … читали всю дорогу! Что-то я не так понимаю в этой современной молодёжи…

Меня несколько удивило, что Эдвард Бужинский на русском форуме назвал Лилль небольшим захолустным городком. Наоборот, центр города очень красив, симпатичные улицы, есть чисто пешеходные, просторные площади с колоннами и фонтанами, много живописных парков и множество церквей. Весь выходной день я провёл в городе и прекрасно отдохнул. Сначала посетил роскошный Музей Изящных Искусств (Republique Beaux-Arts), там есть знаменитые картины Гойи, Босха, Брейгеля, скульптуры Родэна и интересная выставка «Babel» на тему Вавилонской башни. Кстати, в воскресение посещение музея бесплатно. Затем долго слушал музыку в величественном Нотр Даме (Cathedrale Notre-Dame de la Treille), потом бродил по улицам, сидел посреди фонтана на площади Де Голля (между прочим, Лилль – это родина великого француза) и просто смотрел на людей. А ещё там есть зоопарк, который я посетил на следующий день, по моему, единственный бесплатный в Европе. На большее у меня не хватило времени.

Последний день я провёл вместе с Ионом Доска из Молдовы, с которым мы вместе начинали играть с юношеских соревнований ещё 40(!) лет назад. Вспоминали былые времена, с грустью отметили, что нет сейчас в шашках таких ярких разносторонних личностей, как Юрий Арустамов, Эдуард Цукерник, Владимир Вигман и многих других. «Да, были люди в наше время!» Какое это счастье встречать старых друзей! Не знаю, свидемся ли мы ещё когда-нибудь?..

Во время олимпиады прошла также ассамблея FMJD, однако у меня не было ни сил, ни времени вникать в суть проблем, но как я понял, она закончилась ничем. Единственный реальный результат — у нищего отобрали последнюю рубашку. Хотя и 4 места, которые раньше выделили на Спорт-Аккорде 2012 в Китае для чекерс, были и так жалкой и смешной подачкой со стороны FMJD. Теперь не будет и этого.

Кстати, у нас в чекерс поменялось руководство. Вместо Хуго Девлина из Ирландии новым президентом будет американец Доктор Рихард Беквив. Надеюсь, перемены будут к лучшему. Если бы я стоял у шашечного руля, то заставил бы всех ведущих игроков в обязательном порядке писать отчёты о сыгранных чемпионатах с комментариями их партий, как это у нас в чекерсе совершенно добровольно делает Алекс Моисеев и его вклад в развитие и пропаганду игры просто огромен. В этом случае молодым было бы у кого поучиться, а для истории осталось бы нечто большее, чем сухие таблицы с результатами и партии. Жалко ведь, всё канет в Лету. А то наши чемпионы считают только свои очки и бабки… Конечно, можно обойтись и анализами компьютера, но репортажи очевидцев с места событий всегда интереснее.

Вернувшись домой, я первым делом встал на весы. Выяснилось, что я потерял 5 кило, а у меня стабильный вес держался последние 15 лет. Слишком много эмоций за последние две недели! Тем не менее, я очень рад, что участвовал в таком грандиозном событии и теперь здоров, а это главное. Я приобрёл новых друзей, хотя и разочаровался в некоторых старых. Мне было интересно. Жизнь идёт дальше. Поживём, увидим, что там впереди…



1 – Эрика Росси – Амангуль Бердыева



2 – Ирма Бежашвили – Надежда Чижевская



3 – Гультах Маданова – Мереттах Хаева



4 – Микеле Боргетти – Александр Колин



5 – Бахтияр Дурдыев – Сержио Скарпетта



6 – Гаррет Овен – Башим Дурдыев



7 – Рон Суки Кинг



8 – Виталий Шафир – Игорь Мартыноа (жеребьёвка первых ходов)



9 – Паоло Фалео – Джим Моррисон (вдалеке «бразильские» шашисты)



10 – Филип Карета – Гаррет Овен (Дэни Олифант стоит)



11 – Сун Тране – Ярослав Тихий



12 – «Небольшой захолустный городок»



13 — «Небольшой захолустный городок»



14 — «Небольшой захолустный городок»



15 – Друзья – товарищи. И он и я



16 – Диетический обед



17 — «Небольшой захолустный городок»



18 – Ворота на Париж



19 – У памятника
Игорь Мартынов,
Франция — Германия, 2012

1 comment
  1. edvardbuzinskij
    edvardbuzinskij
    30.08.2012 at 23:17

    Жаль…жаль не все понимают мой юмор….

    А вообще ОТЛИЧНАЯ СТАТЬЯ! Вот бы другие так писали….

Написать комментарий
138 запросов за 0,880 секунд.